COVID-19 дисциплинировал даже самую взыскательную публику, в России внезапно «зашли» вертолеты и «компактные» бизнес-джеты, а сама отрасль вот-вот станет работать как цифровое такси (Uber, Яндекс Go, Whelly) и уже принимает криптоплатежи в Европе. Во многом — стараниями Ираклия Литанишвили, основателя и собственника группы компаний Aim of Emperor.

В период тотального локдауна и жизнь, и бизнес претерпели кардинальные изменения. Как повлияло массовое закрытие границ на поведение и привычки пассажиров частной авиации?

Паники и ажиотажа уже нет, им на смену пришла озабоченность частыми изменениями правил и ограничениями на полеты. Например, у пассажиров есть недвижимость за границей, но нет статуса о виде на жительство. Если до пандемии они арендовали самолет и просто летели, то сейчас правомерность таких действий в разных странах вызывает вопросы.

Пассажиры чартерных рейсов при выборе направления ориентируются теперь не на собственные предпочтения, а на открытость границ. Они не хотят рисковать своим отпуском и перестраховываются на случай, если что-то сорвется. Поэтому сейчас летают в основном только в те страны, которые открыты в текущем сезоне. Например, на Новый год это были ОАЭ, Мальдивы, Танзания, весной появился высокий спрос на Турцию. После закрытия последней часть рейсов была аннулирована, а часть перебронирована на российский юг, что еще раз подтверждает тренд на выбор открытых направлений.

Мировоззрение пассажиров чартерных рейсов поменялось: если в прошлом году еще существовало определенное неприятие новой «законсервированной» реальности, то в этом году и брокеры, и их клиенты стремятся минимизировать риски, денежные и временные потери и подстраивают свои планы под те направления, которые открыты в данный момент времени.

Не отбила ли пандемия желания пассажиров летать на чартерных бизнес-джетах?

Скорее, напротив — она их привлекла. И не только уже летающих пассажиров, но и тех, кто до пандемии не рассматривал частную авиацию как собственный вид транспорта. В 2020 году эти пассажиры пришли на волне репатриационных рейсов, а позднее, когда жесткие ограничения стали ослабляться, выбор в пользу частных самолетов начал диктоваться уже вопросами безопасности и здоровья. В итоге те, кто до пандемии летал первым и бизнес-классом, очень быстро ощутили, что такое частный перелет, — рост этого сегмента за счет таких клиентов составил около 74% в нашей компании.

О том, что аренда частного самолета может быть вполне по карману, некоторые предприниматели узнали только во время пандемии. Кроме того, частный самолет вернул людям ощущение безопасности: пассажиры проходят аэропортовые процедуры в отдельных терминалах, летят в кругу близких людей, в прошедшем санитарную обработку самолете. Не последнюю роль играет цена: стоимость бизнес-класса в регулярных авиалиниях выросла настолько, что в некоторых случаях выгоднее арендовать весь самолет на семью или компанию.

  Airbus Helicopters начинает летные испытания системы резервирования двигателей

Например, Женева — Ницца — Париж обойдется примерно в €6 тыс. для двух-четырех человек на маленьком самолете. При этом вы знаете, что за вами закреплен борт, время фиксировано. Во многих случаях фрахт воздушного судна на компанию до десяти человек сегодня сопоставим с ценой бизнес-класса на перелете регулярных авиалиний.

Ваша группа инвестирует в Россию через открытие новой российской авиакомпании. В 2020 году за несколько дней до локдауна вы получили российский сертификат эксплуатанта на авиакомпанию «СкайЛайт». Чем объясняется выход на российский рынок европейских инвесторов?

Выход на рынок объясняется высоким потенциалом для гармоничного развития бизнес-авиации как коммерческого транспорта в России и Евразийском экономическом союзе.

По нашей оценке, время для выхода нового коммерческого оператора выбрано удачно: в условиях реальной трансформации рынка усилия российских министерств и ведомств по улучшению инвестиционного климата становятся очевидными и привлекательными. В частности, Росавиация создает условия для перевода частных самолетов в российский авиационный реестр, и мы убеждены, что в скором времени перерегистрация самолетов под RA-регистр станет общим трендом.

Пассажиры проходят аэропортовые процедуры в отдельных терминалах, летят в кругу близких людей, в прошедшем санитарную обработку самолете.

Повлиял ли локдаун на первые шаги новой авиакомпании «СкайЛайт»?

Не так критично, как мог бы, хотя мы получили российский сертификат эксплуатанта буквально за несколько недель до локдауна. На данный момент могу сказать, что популярностью наше предложение пользуется: в парке уже несколько вертолетов и бизнес-джетов.

Тем не менее когда границы впервые закрылись, мы решили воспользоваться вынужденным перерывом для того, чтобы реализовать те планы, которые не были связаны с текущей деятельностью авиакомпании.

Так, при содействии Росавиации был сертифицирован легкий реактивный самолет HondaJet компании Honda, дилером которой мы выступаем. Эта машина начала летать в России, о ней заговорили. Это случилось в том числе благодаря локдауну: у людей просто появилось свободное время рассмотреть новые виды транспорта. А самолет HondaJet с его компактными размерами, футуристическим дизайном и технологиями больших лайнеров как раз формирует новое мировоззрение и отношение к полетам на каждый день. Фактически сертификацией мы сделали крупную маркетинговую компанию, которая показала рынку возможности малой авиации.

  АФК «Система» приобрела вертолетного перевозчика «АлтайАвиа»

Куда движется отрасль в целом и ваша группа как ее часть?

У нас в Aim of Emperor две авиакомпании — одна российская, другая европейская, плюс два крупных брокера, предоставляющих в том числе услуги аренды частных бизнес-джетов и отельной сферы по всему миру. Сегодня мы закрываем весь спектр услуг, связанных с бизнес-авиацией.

В группе есть три блока: авиационный, топливно-наземное обслуживание и IT. Начинали мы поступательно: сдача в аренду, потом управляющая компания, потом авиакомпания со своим флотом и в дальнейшем все сателлитные бизнесы. Развив эти направления в Европе, мы двинулись в Российскую Федерацию. Мы привели в отрасль экспертизу, знания и инвестиции, чтобы в стране появилось больше воздушных судов для широкого круга потребителей — ведь не секрет, что тот же туризм в России зачастую «вертолетный», если вы хотите добраться до действительно нетронутых уголков страны. Это, к слову, значительная российская особенность, и должен сказать, что инфраструктура в целом готова к этому.

Что касается IT, то здесь мы хотим оцифровать индустрию, и наши планы не ограничиваются каким-то конкретным регионом. Это будет Европа, постсоветское пространство, США. Это международный проект. Если кратко, то мы привносим сюда стандарты, заданные цифровыми такси: Uber, «Яндекс Go», Whelly. В нашем случае через приложение вы точно так же можете забронировать бизнес-джет любого класса. Система позволяет подобрать самолет от легкого до тяжелого класса под нужное число пассажиров и здесь же оплатить в моменте разными видами платежных систем, минуя любую трату времени по сравнению с аналоговыми системами бронирования. В самое ближайшее время появится функционал оплаты криптовалютой, мы здесь, по сути, первопроходцы.

Как обстоят дела с другой вашей авиакомпанией Emperor Aviation?

В мае мы взяли в управление Bombardier Global 6500, на подходе еще один дальнемагистральный бизнес-джет Global 7500.

Emperor Aviation — наша флагманская авиакомпания, соответствующая всем стандартам бизнес-авиации. За безопасностью полетов и прозрачными взаимоотношениями с клиентами стоит колоссальная работа всей команды. Мы регулярно выступаем инициаторами внешних аудитов, которые подтверждают наше соответствие мировым стандартам. Мы успешно валидировали сертификат IS-BAO Level II и сейчас внедряем новые стандарты работы для прохождения самого строгого аудита по форме IS-BAO Level III. Эта сертификация по форме IBAC полностью соответствует требованиям ICAO.

Соответствие мировым общепринятым стандартам благоприятно влияет как на качество услуг, так и на взаимоотношения с клиентами. Собственники самолетов доверяют нам и оценивают нас как безусловных профессионалов своей работы. Мы очень ценим это, тем более что некоторые наши клиенты идут с нами со времен Ocean Sky.

  RUBAE, послесловие

К слову о последней. Вы упомянули, что ряд собственников бизнес-джетов сотрудничает с вами еще со времен работы в британской авиакомпании Ocean Sky. Как так произошло, что они поменяли одну авиакомпанию на другую? Лично из-за вас?

Полагаю, что в том числе из-за меня. Собственники оператора Ocean Sky приняли решение о закрытии компании. А я не хотел оставаться без работы. Поэтому решил создать собственную авиакомпанию для тех клиентов, которые доверяли лично мне.

В любой авиакомпании бизнес-авиации есть две ключевые вещи при общении с клиентом: правильное ведение актива и прозрачная финансовая отчетность по нему. За время работы в Ocean Sky мы создали оба этих механизма силами той команды, которая потом перешла работать в Emperor Aviation. А вместе с ней ушли и около 70% клиентов, с которыми мы тогда работали. Просто потому, что поверили в нас и пошли дальше с нами. Сегодня они продолжают работать с нами, приводят своих друзей, во многом благодаря им у нас идет органический рост.

Конечно, это был риск. Мы — на тот момент простые менеджеры — взяли на себя и закрыли определенные финансовые обязательства перед собственниками самолетов. Среди этих обязательств были, например, расходы по переводу в другие юрисдикции воздушных судов и так далее. И риск того стоил. Потому что в итоге мы построили не только авиакомпанию Emperor Aviation, но и целую группу с диверсифицированным бизнесом в сфере деловой авиации.

Слукавлю, если скажу, что все это получилось только благодаря вере в себя. За существованием Emperor Aviation стоит и колоссальная работа команды, и кредит доверия, полученный от наших клиентов и партнеров в самом начале пути. Убежден, что и дальше прозрачные и доверительные отношения будут визитной карточкой и Emperor Aviation, и всей группы Aim of Emperor.

Источник: РБК Стиль

Добавить комментарий