Представители бизнеса, власти и отраслевых ассоциаций призвали уделить больше внимания вертолетному сегменту в новой транспортной стратегии РФ

Центральным мероприятием деловой программы XIV международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2021 стала пленарная сессия «Перспективы развития отрасли. На пороге перемен». Участники обсудили основные барьеры, стоящие на пути развития вертолетной индустрии, определили новые точки роста и возможности применения вертолетного транспорта для решения социальных государственных задач.

Александр Юрчик, Заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации, подчеркнул безусловную важность вертолетной индустрии для нашей страны: «У нас огромная часть страны вне всякой досягаемости круглый год никаким другим транспортом, кроме как авиационным. Я глубоко убежден, что именно вертолетный сегмент станет тем самым головным сегментом в авиации, который начнет эксплуатировать беспилотные системы на тех далеких пространствах нашей страны, где нужна постоянная связь с большой землей».

Беспилотные вертолеты — одна из перспективных ниш отрасли, согласились все участники пленарной сессии. Они могут с успехом заменить собой большие машины для доставки грузов и почты в труднодоступные регионы, а также использоваться для выполнения многих социальных функций.

Борис Алешин, Заместитель Председателя Союза машиностроителей России, Академик Российской академии наук, отметил, что для сертификации и активного распространения дронов в России необходимо создать правила их поведения и присутствия в различных воздушных зонах, а также пересмотреть систему связи и управления воздушных движением. В этих вопросах Россия не должна далеко уходить от международных требований и правил, подчеркнул эксперт.

Другим перспективным направлением вертолетной индустрии Борис Алешин назвал пассажирские перевозки: «Пока мы не возим пассажира, не будет широкого развития для современных вертолетных систем. Вспомните фильм „Мимино“ или регулярное сообщение между Сочи и Красной Поляной, когда каждый час в небо поднимался Ми-8. Это развивало рынок. Если ставить в эту область субсидии, ведь решается важнейшая социальная задача, нужно, в первую очередь, понимать объем и интенсивность авиасообщения».

Описывая объем вертолетного рынка, Евгений Дитрих, генеральный директор АО «ГТЛК», отметил, что с 2016 года компания поставила в лизинг свыше 170 воздушных судов, среди которых более половины — это вертолеты. Потенциальная емкость рынка, по оценкам компании, составляет порядка 350 единиц вертолетной техники до 2025 года.

  Leonardo возрождает бренд Agusta и придает ему новые очертания

«Сегодня мы понимаем, что есть внутреннее противоречие для дальнейшего развития рынка. С одной стороны — это желание выполнять большие социальные задачи, обеспечивать вылеты в труднодоступные районы страны. С другой, воздушные перевозки — это коммерческая услуга, за предоставление которой необходимо платить. Чтобы услуга стала более доступной, нужно уменьшать ее стоимость, — подчеркнул Евгений Дитрих. — Поэтому помимо новых правил нам нужно подумать об экономической модели использования техники. Здесь наша общая задача — достичь баланса интересов производителей, эксплуатантов, лизингодателей техники и пассажиров».

С ним согласился Андрей Богинский, генеральный директор холдинга «Вертолеты России», который подчеркнул, что сегодня всех участников отрасли интересует именно возможность формирования спроса. «Основным драйвером спроса везде на территории Российской Федерации пока является государство или квазигосударственные компании, в первую очередь, нефтегазовые компании, которые формируют значительную часть спроса. И кроме вопросов, связанных с деньгами, то есть платежеспособный спрос, эксплуатанты также формируют требования по безопасности перевозки людей и грузов, — отметил он. — Ресурс техники все равно подходит к концу, и заниматься вопросами модернизации, обновлением парка все равно нужно, причем в первую очередь, исходя из вопросов безопасности».

Говоря о перспективах отрасли, Андрей Богинский обратил внимание на национальные проекты, задачи которых можно решать с помощью вертолетов. По информации холдинга «Вертолеты России», за последние три года было совершено более 21 тысяч вылетов медицинских вертолетов. «К концу следующего года на медицину будет работать около 200 вертолетов. Но мы понимаем, что потребность на страну, если обеспечить все регионы Российской Федерации с точки зрения резервирования, покрытия территории, это более 300 машин», — сообщил Андрей Богинский.

«В отрасли должна быть долгосрочная перспективная программа на развитие и сбыт. Это не три года, не пять лет и даже не десять лет, — подчеркнул в своем выступлении Алексей Цыденов, глава Республики Бурятия. — Те системные заказчики, которые сейчас есть, — это гособоронзаказ, санитарная авиация, — это то, что в принципе за несколько лет будет насыщено. Срок службы вертолетной техники сейчас все больше, и мы понимаем, что новые машины могут 40 лет работать. Мы понятный заказ видим на очень короткое для производственного цикла время. И здесь как раз вопрос формирования новых рынков, новых потребителей, нового спроса, он очень актуальный, и безусловно в любом формате экспорт является неотъемлемой частью стратегии реализации продукции».

  От «Скаута» до «Надежды»: насколько востребована модернизация легкого вертолета Ми-2

Среди преимуществ отечественного вертолетостроения, которые можно использовать на экспорт здесь и сейчас, Алексей Цыденов обратил внимание на тему соосных винтов, которая наиболее развита именно в России. Эта компоновка дает важные эксплуатационные преимущества, а именно возможность не зависеть от ветра, что повышает мобильность, доступность и надежность работы как в горах, так и в городской среде.

Андрей Мартиросов, генеральный директор АО «Авиакомпания «ЮТэйр», отметил, что вертолетная авиация как в России, так и в мире в целом находится в состоянии системного кризиса: «Причина в том, что энергетические компании — основные поставщики спроса в вертолетной индустрии — сокращают инвестиции в новые проекты, в частности отказываются от глубоководного бурения. Перспективное перераспределение энергобаланса в пользу возобновляемых источников — важнейший драйвер сокращения заказа на тяжелые вертолеты. Поэтому с точки зрения перспективы 10-15 лет у нас в России, скорее всего, сложатся предпосылки для реализации инновационных проектов. Например, строительство конвертопланов, преимущества которых — высокая скорость горизонтального полета и возможность взлета и посадки вне аэродромов. Конвертоплaны смогут решить проблему освоения труднодоступных арктических территорий с минимумом инфраструктурных затрат и ущерба для экологии».

В своем выступлении Андрей Мартиросов подчеркнул, что в настоящий момент вертолетная индустрия России обеспечивает уникальную для заказчиков систему перевозок с низкими издержками и высоким уровнем безопасности: «Сегодня критически важно — сохранить уровень цен, которые вертолетные операторы предлагают энергетической индустрии. Также важно сохранить большой налет в уже имеющемся парке, потому что это обеспечивает рабочие места для всех участников вертолетной отрасли».

Вячеслав Карцев, руководитель комитета заказчиков авиационных услуг Ассоциации Вертолетной Индустрии, подтвердил, что 70% вертолетных услуг в России выполняется в интересах нефтегазового сектора. Среди остальных игроков, которые формируют спрос на вертолетные услуги, он назвал в основном государственных заказчиков — санитарную авиацию, лесоохрану, поиск и спасение людей и местные перевозки.

  Третий Ми-8МТВ-1 в парке «АэроГео»

Долгосрочный контракт, используемый нефтегазовыми предприятиями, позволяет планировать работу не только заказчику, но и авиаперевозчику, сервисным компаниям и производителю. Данную практику стоит применить в области здравоохранения и лесоохраны, отметил он: «Имея пятилетний контракт, авиакомпания в рамках государственно-частного партнерства сможет участвовать в формировании инфраструктуры, посадочных площадок рядом с больницами и сервисного обслуживания в регионе. Мы обсуждаем создание общего стандарта и правил, которые можно будет предложить сообществу для взаимодействия между заказчиком и исполнителем работ».

Участники пленарной сессии согласились, что вертолетной индустрии необходимо объединиться в работе над созданием единых нормативов, правил и требований для вертолетного транспорта.

«Ассоциация Вертолетной Индустрии — это та площадка, которая должна сформировать ключевой отраслевой документ, который успешно представят Минтрансу для дополнения транспортной стратегии и расширения раздела, связанного с вертолетными и беспилотными технологиями», — предложил Вячеслав Карцев.

Эту идею поддержал Евгений Дитрих. «Мы должны там описать, каким образом мы будем эволюционировать, где мы будем повышать потенциал безопасности, дальности полета, экономики, надежности, и там должен быть раздел, связанный с новыми прорывными технологиями. Если не делать шагов в этом направлении, то мы никогда не сможем достичь этого нового горизонта», — отметил глава ГТЛК.

«Мы ушли от старой смитовской теории, что спрос рождает предложение. Нам нужно формировать спрос. Нам надо предлагать новую услугу и новые рынки, и они есть. Важно, чтобы условия для формирования новых рынков, новых потребностей и нового спроса появились в транспортной стратегии и в наших предложениях», — заключил Александр Юрчик.

Данные вопросы будут детально проработаны в рамках деятельности Ассоциации Вертолетной Индустрии.

Полную запись трансляции пленарной сессии HeliRussia 2021 можно посмотреть по ссылке

Добавить комментарий